Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»

Пресса о нас

Вивьен Майер: фотографии, которые открыла Америка

http://ria.ru/ / 09 сентября 2013

Центр фотографии имени братьев Люмьер открывает новый сезон выставкой Вивьен Майер, американской фотохудожницы с удивительной судьбой, которая во многом повлияла на ее растущую день ото дня популярность.

Вивьен Майер сравнивают с Анри Картье-Брессоном, основателем жара уличной фотографии, невидимым бытописателем, ловившим на камеру "решающие моменты" городской жизни. Майер работала по тому же принципу, только вот фотографом себя никогда не считала. Много лет она была няней, а для души снимала улицы и жителей Большого яблока и Чикаго, пряча черно-белые снимки в коробки - подальше от чужих глаз.

К концу 1990-х у нее скопилось более 100 000 негативов, запечатлевших бытовые сцены из американской жизни и путешествий, людей и вещи, места, которых сегодня уже нет на карте. Увлечение Вивьен Майер оставалось ее тайной, на фотографиях она не заработала ни цента, своей семьи у нее не было, и, выйдя на пенсию, художница оказалась в катастрофическом финансовом положении без крыши над головой. Майер спасли бывшие воспитанники, которые купили "второй маме" небольшую квартиру и заботились о ней, сколько было нужно. Они не знали, что часть имущества Майер, в том числе ящики с пленками, была конфискована за неуплату долгов.


Именно этот уникальный архив - субъективный и правдивый взгляд на жизнь "американской Мэри Поппинс", в 2007 году обнаружил в фондах чикагского аукциона агент по недвижимости Джон Малуф — вся коллекция тогда ушла с молотка всего за 400 долларов. Истории о чудесных открытиях произведений искусства любят все: с тех пор в США и Европе прошли уже 11 персональных выставок фотографий Вивьен Майер, а сегодня их можно увидеть и в Москве. Самое главное, что никто так и не может сказать, успела ли узнать Вивьен о своем успехе до того, как умерла в 2009 году.

"Выставка вызывает больше вопросов, чем у нас есть на нее ответов. Автор очень необычный, есть лишь минимальные биографические данные, которые считаются фактами. Что из этого правда, что вымысел – теперь уже сложно отделить. Сами работы рассказывают нам о том, что даже на американском фотографическом рынке 50-х – 60-х, где, казалось бы, мы знаем все и всех, бывают открытия", - сказала на открытии выставки директор Центра Наталья Григорьева.

Впервые в столице показывают 50 снимков Вивьен Майер, малую толику оставленного ею архива, который еще предстоит разбирать не один год. Больше всего фотографа интересуют люди – чумазые дети, дамы в меховых горжетках, пьяные, влюбленные, счастливые, несчастные  – обыденные сцены с их участием наполнены духом времени и настроением самой Майер, для которой эти снимки были не работой – любимым хобби.


"Конечно, история Вивьен Майер во многом повлияла на ее нынешнюю популярность, но загадка Майер кроется не только в этом, но и в самих фотографиях", - считает куратор выставки Анастасия Лепихова. Никто не должен был увидеть эти фотографии, и, может, поэтому они получились абсолютно свободными от стандартов искусства и фальши.

Манхэттен, Ист-Сайд, Чикаго – места, которые сегодня выглядят совсем по-другому, сохранились на километрах непроявленной пленки. Среди уже обнаруженных снимков есть ее зарисовки из путешествий – по Египту, Таиланду, Италии, но на столичной выставке акцент решено было сделать на американской серии.


Выставка, которая проходит в рамках параллельной программы 5-й Московской биеннале современного искусства, продлится до 27 октября.


By Елена Костомарова


Fashion+music

дети

экскурсии - перье

Жан-Мари Перье. Кутюрье французской фотографии

Коупленд