Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»

Пресса о нас

«НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОЛИТИКУ ФОТОГРАФОВ ИЛИ ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ»

//style.rbc.ru/ / 03 сентября 2013

«НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОЛИТИКУ ФОТОГРАФОВ ИЛИ ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ»

НАТАЛЬЯ ЛИТВИНСКАЯ

Основатель Центра фотографии имени братьев Люмьер

 

Фотография – один из самых популярных сегментов коллекционирования искусства в мире. Это объясняется как ее тиражностью, так и ценовым диапазоном (цены на работы молодых авторов могут начинаться от 100 долларов за отпечаток). О рынке фотографии в России, коллекционерах и ценах рассказала основатель Центра фотографии имени братьев Люмьер и одноименной галереи Наталья Литвинская.

В каком состоянии сегодня находится рынок фотографии в России и насколько популярна фотография среди коллекционеров?

Рынок фотографии у нас достаточно молод и находится в процессе развития. За те 13 лет, что существует моя галерея (а мы стали первой частной галереей в Москве в 2001 году), установились те правила игры, по котором живет и весь остальной мир в нашем виде искусства. Это не произошло автоматически и требуются до сих пор определенные усилия среди игроков рынка, чтобы гарантии, которые обещаются коллекционеру выполнялись и соблюдались. 

Если попробовать оценить популярность этого вида искусства, думаю, он набирает серьезные обороты. Фотография один из наиболее энергетических видов искусства. У российской фотографии XX века есть мощный исторический подтекст. Сопричастность с происходившим, зачастую ностальгия, - все это движущая сила к обладанию частью своего прошлого. Я говорю об антикварной и интеллектуальной ценности советской фотографии, которую я предлагаю, эпохи 1920-70 х годов. 

 

Новые коллекционеры появляются?

Да. В Москве в последние годы проходит масса выставок фотографии не только в галереях, но и в музеях. Все это ведет к увеличению интереса и популярности. Меня радует появление 30-летних одержимых фотографией людей. Сегодня они регулярно приходят к нам на выставки в Центр фотографии на Красном Октябре, их уже интересуют работы и американских и европейских фотографов, которых мы представляем . Они готовы разбираться в своих пристрастиях, слушать наши советы по созданию коллекции. Они пока в начале пути, и мы готовы помогать им. 

 

Вы упомянули о гарантиях для коллекционеров. Имеются в виду гарантии того, что ни при каких условиях не будет напечатан дополнительный тираж одного и того же снимка, сверх заявленного?

Фотография - тиражный вид искусства. И первый вопрос всегда именно о гарантиях в соблюдении тиража. И если вы рассматриваете покупку фотографии с точки зрения инвестиций, то все эти тонкости вам необходимы для понимания. В каких форматах печатается та или иная работа, какие тиражи в каждом из форматов предлагает галерея, есть ли гарантийные обязательства от самого автора на этот счет у галереи. Предлагаются эти работы только одной галереей на рынке, или есть другое предложение. Все это необходимо исследовать прежде, чем совершать сделку. В моей практике были случаи, когда галереи представляли работы авторов не имея с ними соглашений, и не имея информации о их тиражной политике в принципе. Есть и фонды, представляющие интересы наследников авторов, и сами действующие авторы, которые отрицают соблюдение тиражности, да и зачастую просто ее не заявляют. 

Это тоже модель представления своих работ на рынке, и я ее не исключаю. Например, работы Эммануила Евзерихина, Маркова-Гринберга, Антанаса Суткуса я предлагаю официально заявляя об отсутствии контроля тиражности у данных авторов. Цены на их работы гораздо ниже, но имеют своего покупателя. 

На примере работ советских мастеров Якова Халипа и Наума Грановского, можно увидеть другую схему. Их фотографии появились на рынке в 2004 году с уже четкой политикой форматов и тиражей. Это был целый комплект многосторонних документов, подтверждающих наши гарантии перед клиентом. Мы подготовили юридическую базу и только потом показали работы. Эта схема абсолютно оптимальна и применяется в серьезных галереях уже давно.

 

Есть ли направления в коллекционировании русской фотографии?

Это только человеческие пристрастия! Какими бы мудрыми расчетами вы не пользовались и не располагали всеми входящими данными по данной фотографии, вы покупаете именно то, что хотите иметь в коллекции.

В основном коллекция привязывается к конкретным направлениям в искусстве, периодам развития этих направлений. Предпочтения могут находится в периоде авангарда и конструктивизма, пиктореализма… Есть коллекции фотографии, склонные к отражению известных, в том числе политических, деятелей, и зачастую захватывает целые периоды развития страны, связанные с этими людьми. Кому то ближе развитие фотографии в стиле “ню", и коллекция тогда, безусловно, не ограничивается российскими авторами. 

 

-Каков размер капитализации у русской фотографии?

Начало нулевых - это наша проба пера и самое начало начал. Я готова сегодня выкупить половину тех работ, которые продала в ЦДХ в то время. Винтажные отпечатки выставлялись за 300 долларов. Сегодня таких уже не найти…

В 2004 году мы представили первые отпечатки из фондов Бориса Игнатовича, Наума Грановского, Якова Халипа. Это классика, признанная специалистами во всех музеях. Первые номера в тиражах были от 150 долларов. Я говорю о номерах 1/30, 2/30 (первый, второй и т.д. отпечаток в серии из 30 штук, - примечание ред.)…  Сегодня уже более половины тиражей распроданы, то есть в нашем предложении сегодня 15/30, 16/30 … 20/30. Ценообразование выстроено таким образом, что следующая работа в тираже всегда дороже предыдущей. На хиты советских классиков разница между 1/30 и 20/30  - в 10 раз. Но речь идет, конечно, о тех работах, которые хотят иметь все. 

 

Какие виды фотографии наиболее популярны и интересны в инвестиционных целях?

Оценивая ликвидность вложения нужно учитывать много факторов. Имя галереи, ее репутацию и активную деятельность на российском и на международном рынке. Активность автора или фонда, представляющего автора, издательскую и выставочную деятельность. Если в автора и его имя вкладываются деньги поступательно и профессионально, можно рассматривать вариант сделки.

Если всерьез принято решение об инвестициях в фотографию и собирательство не рассматривается как хобби, то нужно обращать внимание на политику авторов или их представителей в целом. Смотреть на новые предложения, отслеживать работы тех, кого только начали представлять галереи. Хороший пример с фондом Вивьен Майер, который был куплен за копейки на аукционе в виде негативов. Сегодня два лица представляют этого автора в США. Фонд разделен и находится в постоянном исследовании, то есть новые работы из него появляются постоянно в виде первых экземпляров в нескольких галереях. Старт на эти экземпляры - от 2000 долларов. За год цена на работу возрастает в 2 - 3 раза. 

Покупка работ, например, Аведона и Ньютона тоже имеет смысл, но только тогда, когда в вашей коллекции по ее теме и концепции не хватает именно этих работ. Цены на таких авторов уже давно находятся на пике. Инвестиция здесь также присутствует, но не по причине роста цены со временем, а по причине уникальности работы в принципе. Все ,что делали эти авторы, уже есть на рынке, и новых вещей не появится. 

На российском рынке есть большое уникальное предложение по русской и советской фотографии, которое пока не ярко представлено на западном рынке. Как следствие, цены на наши фотографии остаются нашими, российскими. Никаких 10 - 50 тысяч долларов за отпечаток мы не имеем в предложении. Все это будет держаться, пока мы не выйдем серьезно на западный рынок с нашими авторами и не начнем инвестировать в них уже там. 

 by Олег Краснов

Важно

19.11 отменена экскурсия по выставке "Чистая Арктика Себастьяна Коупленда"!


22 ноября

экскурсии - перье

Жан-Мари Перье. Кутюрье французской фотографии

Коупленд