О фотографическом
наследии России и СССР, современных арт-пространствах, интересе горожан к
культуре и любви к искусству Diletant.ru поговорил с основателем и куратором
"Фотогалереи имени братьев Люмьер" и "Центра фотографии имени
братьев Люмьер" Натальей Григорьевой.
"Фотогалерея
имени братьев Люмьер" является первой частной российской фотогалереей,
которая активно выставляет и продвигает лучшие образцы русской и западной
фотографии на московском арт-рынке.
В коллекцию галереи входят шедевры именитых мастеров,
внесших огромный вклад в отечественное и зарубежное фотоискусство и
фотожурналистику.
"Центр фотографии имени братьев Люмьер" открылся 2 марта 2010 года на
территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Центр занимает более
1000 кв. метров старого особняка на Болотной набережной, фасад которого смотрит
на Москва-реку.
Помимо трех выставочных залов в Центре есть лекторий, библиотека и книжный
магазин. На территории Центра функционирует открытая библиотека, задача которой
- собрать всю лучшую литературу по фотографии за последние 80 лет.
У вашего Центра - богатый фотографически фонд.
Расскажите, пожалуйста, как он формировался?
В 2001 году мы открыли первую частную фотографическую
галерею в России. Нам предложили небольшое пространство в Центральном Доме
Художника на Крымском Валу, и мы решились.
Фотографии, которые первое время появлялись на наших стенах, предоставлялись в
основном частными коллекционерами и нами. Мы только начинали напрямую работать
с авторами и их наследниками. Первые годы были достаточно серьезным и моральным
и материальным испытанием. Мало кто понимал, что мы вешаем на стены, и почему
это - нечто стоящее. Тогда это понимали всего несколько человек во всей Москве,
так нам казалось. Центральный Дом Художника помогал нам достаточно быстро
набирать популярность. Те фотографические шедевры, которые были в коллекции, в
открытом доступе можно было увидеть только у нас. Однако популярность – это не
совсем та цель, к которой стремилась наша маленькая Галерея с очень «странным»
и непопулярным тогда видом искусства. Нам были нужны единомышленники,
собиратели и коллекционеры, которые также «больны» Фотографией, как и мы.
Мы начинали с показа 40-50 фотографий, сегодня же их уже более 1,5 тысяч. Это
колоссальная работа, которую мы проделали. Отсутствие рынка в то время
заставило нас серьезно проанализировать все, чем может похвастаться российская
фотография ХХ века. Мы искали Фонды, просматривали тысячи негативов, общались
абсолютно со всеми, кто имел об этом какое-то представление. Вся информация о
том периоде хранилась только в головах авторов, фоторедакторов и советской
литературе о фотографии. Никто не писал никаких исследований по этой теме и
никто не считал это серьезным видом искусства.
Зачастую мы заново открывали наших классиков. Авторы дарили нам работы,
передавали их в коллекцию, понимая, что мы даем будущее всему тому, что
пылилось или было просто не востребовано. Работы, которые нам не удавалось
найти в России, мы покупали на аукционах за рубежом.
Вы налаживали связи с частными коллекционерами?
В 2001 году частных коллекционеров было меньше, чем
пальцев на руке. Коллекции были разбросаны по миру, да и как таковых их тоже
было совсем не много. Мы проделали большую работу, чтобы вернуть наше наследие
обратно на Родину, покупая работы на Западе.
Случалось ли, что фонд получал фотоработы в дар?
Безусловно. Большинство работ в Фонде - это дар
авторов или владельцев авторского права. Я бы не называла их подарками мне
лично за мою признательность к их творчеству. Все эти уникальные работы не
лежат в коллекции, а полноценно работают.
В 2010 году мы открыли Центр Фотографии имени братьев Люмьер на Красном
Октябре. Решение было более чем серьезным и абсолютно необходимым. Колоссальное
наследие Фотографического искусства не так часто можно увидеть на выставках в
Москве. Такие проекты трудны и очень затратны. Но они необходимы как для
посетителей, так и для моих авторов, чьими работами я владею.
В том бизнесе, которым я занимаюсь, очень много значат человеческая
порядочность и репутация. У меня нет авторов, с которыми не было бы теплых
личных отношений. Это нечто большее, чем бизнес. Это часть твоей жизни, и,
зачастую, большая ее часть. Выставки и издательская деятельность Центра
Фотографии открывают имена заново, показывают уже молодому поколению наши шедевры.
Каков критерий отбора материалов для фонда?
Хорошая фотография, которая, по моему мнению, входит в
историю Фотоискусства в целом. Случайных работ в коллекции нет. Мы -
своеобразное сито, в котором остаются только значимые работы. Имея
представление о творчестве большинства авторов, работающих в советский период и
в конце 90-х годов, уже легче понять, кто из них останется в Истории. Это те
люди, чьи работы перевернули мышление о фотографии. Это не только репортажная
фотография, но и творчество людей, которые жили фотографией в свободное время.
Есть ли в вашем фонде какие-либо редкие, уникальные
фотографии?
Безусловно. В 2011 году мы показали нашу Юбилейную
выставку, посвященную 10-летию нашей Галереи. Коллекция, которую мы
представили, в своем большинстве представляет собой авторские отпечатки, то
есть те фотографии , которые авторы печатали самостоятельно в период их
создания. Так называемые Винтажи.Эти работы представляют собой уникальную
ценность, мы показываем их на наших выставках, но не предлагаем их для покупки
в Галерее.
Нам удалось получить в коллекцию авторские работы Бориса Игнатовича, большая
часть которых в конце 90-х была увезена на Запад в Германию, винтажные работы
Наума Грановского, Валентина Хулаева, Аркадия Шайхета, Александра Устинова,
Николая Драчинского, Якова Халипа, Владимра Лагранжа и многих других.
Уникальный Фонд авторов Литовской школы Фотографии, которые были пионерами
неофициальной фотографии в СССР в 60-е годы. Основателей клуба Новатор, Бориса
Хлебникова и Георгия Сошальского, мастеров и основателей прикладной фотографии.
Изначально существовала Фотогалерея имени братьев
Люмьер. Как она превратилась в настоящий творческий Центр фотографии?
С 2005 года мы уже начали активную выставочную
деятельность за пределами Фотогалереи в ЦДХ. Серьезные выставочные проекты
требуют подготовленного пространства с определенными критериями по влажности,
освещенности, охране помещений. Такими помещениями владеют только музейные
площадки, да и далеко не все в Москве.
Наша коллекция и отношения с авторами требовали активной деятельности в этой
области. В 2010 году мы приняли решение об открытии собственной музейной
площадки.
Сегодня это уже серьезный проект, который ежемесячно открывает новую выставку,
и, кроме того, ведет издательскую и образовательную деятельности.
Посетители приходят к нам и проводят у нас выходные дни и вечера после работы.
Мы организовали библиотеку с серьезной подборкой литературы о Фотографии, в
Центре есть Кафе, магазин, посвященный фотографии и предлагающий весь спектр
книг лучших российских и мировых издательств.
Каждую среду программа «PhotoСреда» организует встречи, семинары, мастер-классы
с фотографами, издателями, кураторами. Проект стартовал в начале этого года и
уже стал широко известен среди любителей и профессионалов.
На ваш взгляд, создание подобного пространства,
площадки для работы и кооперации с фотографами, деятелями искусства,
галеристами - вопрос, актуальный на данный момент только для столицы?
Нет конечно. Последние 2-3 года наблюдается очень
большая активность и на региональных площадках. Мы показывали наши проекты
“Иконы 60-70-х” и “Иконы 90-х” уже в Санкт-Петербурге и Красноярске. Сейчас
планируется выставка в Новосибирске, Омске.
Большинство выставок мы активно предлагаем региональным площадкам. Они для нас
как дети...ты их так долго носишь внутри, планируешь, собираешь, что тех 6-8
недель показа в Москве для них недостаточно. Просто душа болит, когда они лежат
на складе. Мы получаем много писем с просьбами привозить наши проекты в другие
города.
Все это могло бы развиваться активнее, если подобные площадки открывались в
регионах. Сегодня это, в своем большинстве, государственные площадки, зачастую
не имеющие возможности размещать у себя такие проекты.
Существуют ли похожие проекты в других городах?
Центра Фотографии больше нет в России, но есть РОСФОТО
в Санкт Петербурге, Музей Метенкова в Екатеренбурге, - это те площадки, которые
ориентированы именно на фотографию.
Над какими проектами вы сейчас работаете?
В сентябре в Центре Фотографии открывается сразу 3
новых проекта. Это ретроспектива Вадима Гущина, одного из наиболее актуальных и
серьезных фотохудожников в нашей стране.
Мы привозим выставку Вивьен Майер, американского фотографа, который был открыт
для широкой публики всего несколько лет назад. Своей историей он дал толчок к
поиску новых имен в американской фотографии, о которой, как нам казалось, уже
все известно и понятно.
В Белом зале Центра будет показан проект Игоря Савченко, классика Белорусской
школы Фотографии, которая ранее не показывалась в Москве. Это тоже одно из
наших направлений - привозить тех авторов, с которыми российская фотография
достаточно тесно связана в ХХ веке. В ноябре мы покажем Харьковскую школу
Фотографии, которая уже давно “шумит“ на Западе.
Как вам кажется, насколько сейчас востребованы
культурные проекты? Растет ли к ним интерес со стороны горожан?
Пришло то время, когда люди проводят выходные дни не
только в торговых Центрах и кинотеатрах. Многое поменялось в лучшую сторону, и
со стороны Москвы в культурной области делается огромная работа. Я считаю, что
сам подъем интереса со стороны московских властей к досуговой теме - это уже
большой прорыв. Осталось музеям повернуться в сторону своих посетителей и
сделать проекты доступными для них с визуальной точки зрения. Я надеюсь, что
для москвичей станет нормой посещение выставок всей семьей. Я делаю все, чтобы
человек пришедший к нам, захотел вернуться.
by Дарья Александрова
Центр фотографии не работает. Галерея Люмьер скоро откроется