Пресса о насВыставка работ культового фотографа Вячеслава Тарновецкого открылась в Москвеhttp://tvkultura.ru/ / 17 марта 2014 В столичном центре фотографии
братьев Люмьер открылась экспозиция работ Вячеслава Тарновецкого, культовой
фигуры советской фотографии 70-80-х годов. Не будет большим преувеличением
сказать, что его работы чаще появлялись на страницах западных
специализированных изданий, чем в советских журналах. Журнал «Советское фото» в
1976-м решился на публикацию четырёх снимков Тарновецкого. Реакция западных
ценителей оказалась немедленной – национальная библиотека Парижа обратилась с
просьбой приобрести работы автора для своей коллекции. Рассказывают «Новости культуры». Вячеслав Тарновецкий начал фотографировать в шестнадцать лет.
Все бесчисленное количество снимков мастер пытался систематизировать,
раскладывая по папкам с говорящими названиями: «Светоносная тень»,
«Группировки», «Растрирование», «Столбовое дворянство». Иногда одна и та же
работа могла оказаться сразу в нескольких папках. Организаторы выставки
предложили посетителям квест – угадать самим, к какой группе может принадлежать
та или иная фотография. «Ни у одной работы нет названия, есть только год, и даже места
нет, – рассказывает куратор выставки Катерина Зуева. – Конечно Тарновецкий
очень много снимал в Черновцах, в родном городе но они абсолютно неузнаваемы,
он не пытается запечатлеть город исторически не пытается делать какие-то
открытки или виды города только э личные ощущения того пространства в котором
он находился». Все его работы одинакового размера, сделаны фотоаппаратом «Искра».
На снимках – события не документальные, не постановочные, а так называемые
«фотографические» - увидеть которые мог лишь сам художник, в объектив камеры.
Разбитый сеткой солнечный свет, перекрестье крыш и заборов, игра теней. «Ну, вот, я хочу обратить ваше внимание на эти две фотографии, –
говорит фотограф Борис Савельев. – Собственно, они были сняты в наших
совместных частных прогулках по Черновцу, вот это – дом, где он рядом жил. Эта
белая тень она специально как бы выбелена, и она подчеркивает динамику и
подчеркивает соотношение контраста между домом и передним планом». Киевская школа 80х – это, в основном, документальные снимки. В
Харькове тогда же экспериментировали с цветом. И только в Черновцах возникла
именно такая – «метафизическая» фотография. Самая известная серия Тарновецкого,
иллюстрирующая это направление, называется «Растрирование». «Она уникальна тем, что в кадре появляются какие-то сетки из
теней, сетки из заборов, сетка-рабица – то есть какие-то такие графические
вещи, – говорит Катерина Зуева. – Это интерес чисто к пластическим состояниям
реальности. О чем-то чистом, не обремененном фактами». Всю свою жизнь он фотографировал для себя – кадры строил интуитивно, но всегда – безошибочно. По образованию – физик, Тарновецкий говорил: «Секрет моей фотографии – смотреть на обычные вещи под правильным углом». |