Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»

Пресса о нас

Чуть восточнее Запада

http://www.kommersant.ru/ / 12 февраля 2014

В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка "Феномен литовской школы. Западная фотография в СССР" — очередной проект из цикла, рассказывающего о советской школе фотографии, возникшей в эпоху оттепели. На этот раз показаны работы классиков литовской фотографии, участников знаменитой выставки 1969 года "9 литовских фотографов" — Виталия Бутырина, Александраса Мацияускаса и Антанаса Суткуса. Рассказывает МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА.

 


Выставка "9 литовских фотографов" случилась в 1969 году в Центральном доме журналиста. Прибалтийские фотографы к тому моменту были неплохо известны в Европе, но в Советском Союзе их знали не так хорошо. Работы, которые тогда показали в Москве, очень сильно повлияли на дальнейшую судьбу фотоискусства в СССР. Особый почерк литовской школы — резкие и непривычные ракурсы, внимание к деталям — бросался в глаза. Еще сильнее бросалась в глаза особая внутренняя свобода, с которой смотрели на жизнь вокруг себя эти далекие от фотографического центра и журнала "Советское фото" мастера. 

Три фотографа, чьи работы показывают сейчас в Центре братьев Люмьер, уже давно признанные классики. И хотя они принадлежат к одной национальной фотокультуре и к общей традиции, почерк у каждого свой. У Виталия Бутырина самые лучшие работы — ранние, из цикла "Армейский дневник" (1967-1968). Например "Си-бемоль": силуэты солдат, снятых со спины, причудливо переплетаются с силуэтами музыкальных инструментов. В этом есть непосредственность наблюдения, свойственная молодому искусству 60-х, кинематографической "новой волне". Когда же непосредственность уходит на второй план — это происходит в поздних работах, напоминающих скорее кадры из "Соляриса",— фотограф кажется слишком по своему времени авангардным и слишком искусственным, холодным и сдержанным, чтобы тронуть сегодняшнего зрителя. 

Настоящие шедевры — поблизости. Это серии "Литовские деревенские рынки" и "Ветеринарные клиники" Александраса Мацияускаса. Это по-настоящему жанровая фотография, сделанная с необычайным, жадным интересом к реальности. Эти сюжеты не могли быть востребованы официальной прессой, но сейчас они выглядят уникальным свидетельством о сельской жизни Литвы 70-х годов прошлого века. Такой ли она была в действительности, уже никто не скажет, но ее образ, созданный Мацияускасом, сохранен до наших дней. Конечно, в последней серии он нещадно эксплуатировал природную фотогеничность котят и щенят, явно предпочитая их людям. Но это тоже было открытием, выделившим его среди современников. 

Едва ли не интереснее всех на выставке работы Антанаса Суткуса. Это признанный лидер литовской школы, на которого равнялись многие фотографы Союза. "С одной стороны, мы хотели показать, что мы не Советский Союз. А с другой — для нас главным была не "национальная идея". Главным было все-таки показать человека, нашего простого человека. Знаете, тогда не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимизмом. Психологизм тоже оценивался как пессимизм",— вспоминал фотограф. Вот его "Молодой отец" — атлет с ребенком на руках на людной улице смотрит куда-то поверх голов, полный гордости и счастья. А вот, напротив, "Житель подвала" — грустная пожилая женщина с веником в руках с возмущением и завистью провожает взглядом стройные ноги проходящей мимо девушки. 

Для современного глаза все это кажется слишком разным. Вот коллаж Бутырина с обнаженной девушкой на фоне сияющих звезд, а вот снимок Мацияускаса из ветеринарной клиники или пронзительная фотография Антанаса Суткуса "На старом еврейском кладбище", где на каменном надгробии спит, свернувшись в позе эмбриона, маленький мальчик. Фотографии городских улиц не сообщают никакой информации о том, где происходит дело — может, это Северная Европа, а может, Западная. Было бы неясно, если бы не надписи на русском языке, напоминающие о том, что феномен литовской школы родился на нашей памяти и в нашей бывшей общей стране. 

Важно

19.11 отменена экскурсия по выставке "Чистая Арктика Себастьяна Коупленда"!


22 ноября

экскурсии - перье

Жан-Мари Перье. Кутюрье французской фотографии

Коупленд