Поддержите сайт lumiere.ru на конкурсе «Рейтинг Рунета»

Пресса о нас

Ленинград Брежнева. Петербург Путина

ruspioner.ru / 30 января 2014

В Центре фотографии им. братьев Люмьер проходит выставка «Я вернулся в мой город…» Чешский фотограф Иржи Тондл снимал Ленинград в семидесятые годы и через тридцать лет вернулся в Санкт-Петербург, чтобы пройтись с фотоаппаратом по тем же улицам и площадям. Иржи Тондл рассказал «РП», что иногда достаточно одного кадра, чтобы описать целую эпоху.
В семидесятые годы я приехал учиться в Ленинград. Мне было 22 и это было прекрасно, так что я запомнил Ленинград в таком же духе – духе молодости. Я снимал случайные кадры, не вмешиваясь в жизнь людей, много наблюдал. Когда теперь смотришь на все эти фотографии, получается довольно правдивый образ того времени. Я был доволен, хотя я не могу сказать, что это было красивое, прекрасное, хорошее время, было много проблем. Но мы были молодыми, а в молодости все иначе…

Я снимал на советскую пленку «Свема», негативы приходилось резать ножницами из больших мотков: нам удалось договориться с Ленинградской киностудией за бутылку водки и получить оттуда большие катушки с пленкой 35 мм. А потом мы с друзьями резали пленку для маленьких катушек фотоаппаратов. Что ни сделаешь в студенческие годы, чтобы сэкономить. Вот такое было время, хотя сегодня это стоило бы дороже, чем бутылка водки, я думаю.
Помню, как я гулял по Невскому: со мной всегда была моя сумка с фотоаппаратом и моя девушка Катя, которая вот уже 30 лет моя жена. В магазинах почти не было продуктов, а самым популярным блюдом среди студентов были сосиски с гречей. У меня есть фотография – замерзшая вывеска продуктового магазина. Она настолько символична для того времени, ведь практически ничего не было: только картошка, свекла, кабачки.
В 2000 году я показал фотографии своим коллегам из калифорнийского Университета. Мне сказали, что было бы хорошо дополнить эту серию современными фотографиями и сделать выставку в США. Так я приехал в Санкт-Петербург в 2002 году. Я планировал попасть на майские праздники – люди собираются у Петропавловки, отдыхают, приходят на Пискаревское кладбище, так что было что снимать. Я бродил по известным мне местам, которые я фотографировал тридцать лет назад, и находил вещи, которые были довольно схожи. С другой стороны, город, конечно, изменился, но центр города, слава Богу, остался нетронутым. Я мог наблюдать и чувствовать дух города, искать следы Достоевского, Пушкина.

Я не снимал парадный Ленинград. Мне всегда были интересны эмоции, чувства людей, что характерно для жанра уличной фотографии, которая развивалась прежде всего во Франции и потом в США. Пик развития этого жанра пришелся на 70-ые годы. Человек  у меня всегда на первом плане, а город может снять каждый даже лучше, чем я.

Уличная фотография требует таланта наблюдения, потому что это мгновение, когда человек должен среагировать на то, что он видит. Это дело одного мига. Анри Картье-Брессон сказал: «Отличная фотография отличается от хорошей миллиметрами».  Вот эти миллиметры надо поймать, к этому надо быть готовым. В этом суть уличной фотографии, которая хоть и случайна, но множество фотографий дают довольно правдивый образ  того времени, не полностью, конечно, но каких-то отдельных вещей.

Название выставки «Я вернулся в мой город…» Обычно так говорят о городе, в котором родился. Если вы где-то поживете пять лет, то этот город в какой-то степени становится вашим. Я люблю питерцев за их чувство юмора и за то, что они стараются показать, что они питерцы, а не москвичи, например. Что-то в этом есть. Там много интеллигентных людей, которые прекрасно знают свой город, свою культуру. Но в целом это люди, как мы все, и я всегда искал то, что нас объединяет.
Да, я могу сказать, что в какой-то мере я питерец.
Важно

19.11 отменена экскурсия по выставке "Чистая Арктика Себастьяна Коупленда"!


22 ноября

экскурсии - перье

Жан-Мари Перье. Кутюрье французской фотографии

Коупленд