Пресса о насСАГА О ПРЕДМЕТЕ: КАК ПРОСТЫЕ ВЕЩИ СТАНОВЯТСЯ ФИЛОСОФСКИМИ СИМВОЛАМИhttp://style.rbc.ru/ / 18 сентября 2013 С 10 по 29 сентября в Центре
фотографии имени братьев Люмьер пройдет персональная выставка Вадима Гущина
«Вещь. Функция. Облик». Этот давно ожидаемый
ретроспективный проект объединит более восьмидесяти работ автора, созданных им
за последние двадцать лет. Неизменно
в центре внимания Гущина – предмет и его связь с современностью, историей и
культурой. Оставаясь в жанре натюрморта, фотограф разработал свой
уникальный авторский стиль - четкий, лаконичный и выразительный. Автор создал
настоящую «сагу о предмете» - философский реестр окружающего нас мира вещей. Выставка
«Вещь. Функция. Облик» включает серии, работа над которыми началась еще в
начале 2000-х. Каждая из них посвящена одному из предметов современного
обихода, простому по форме и функции. Это может быть лист бумаги или книга,
картонная коробка или запечатанный конверт, нож, пластиковый стакан, пиджак или
консервная банка. Один
из главных приемов художника – отчуждение, вынесение предмета за рамки
бытового контекста. Гущин поднимает вещь над собой, превращая ее в символ. В
экспозиции будут представлены как черно-белые работы раннего периода, так и
цветные, созданные совсем недавно. В черно-белых фотографиях внимание предельно
заостряется на форме предмета. Так, полка, на которой предмет расположен, играет
роль пьедестала, а сама вещь приобретает монументальность и лапидарность
скульптуры (серии «Библиотека» (2000); «Пластиковая посуда»
(2003);«Манускрипты» (2008) и др.). Цветные работы сделаны в ином ключе: точка
съемки изменена на верхнюю и натюрморты выглядят как предметные ландшафты. Цвет
здесь приобретает особое значение, работая на уровне психологии и
культурных ассоциаций. Например, в серии «Цветные конверты» (2010) цвета
изображенных конвертов - красный, фиолетовый, коричневый – ясно апеллируют к
разным психологическим состояниям человека. Фотографический
язык Вадима Гущина близок к минимализму и традициям русского авангарда,
супрематизма. Баланс между абстрактным, двухмерным, символичным, с одной
стороны, и конкретным, индивидуальным, стремящемуся к идеалу, но несущему на
себе признаки времени и человеческой деятельности, с другой, и составляет
интригу и особую притягательность работ фотографа.
|