Пресса о насГимн консервной банкеhttp://culture.ru/ / 16 сентября 2013 В Центре фотографии имени братьев
Люмьер открылась выставка фотографа Вадима Гущина «Я — художник, —
говорит он о себе. — То есть я позиционирую себя как художник в большей
степени, чем фотограф, хотя, конечно же, я тоже и фотограф, поскольку то, что я
делаю, является фотографией». «Вещь. Функция.
Облик» — так называется его экспозиция в главных залах центра. Здесь выставлено
более 80 работ фотографа, созданных им за последние двенадцать лет. Гущин — художник
конкретный. Его интересует реальность — предмет и его связь с современностью,
историей и культурой. Выбрав жанр натюрморт, фотограф разработал свой
уникальный авторский стиль — четкий, лаконичный и крайне выразительный.
Педантично исследуя возможности визуального, он создает настоящую «сагу о
предмете» — как бы философский реестр окружающего нас вещного мира,
«поэтический каталог» вещей. Каждая серия
снимков посвящена одному из предметов современного обихода, простому по форме и
функции. Лист бумаги. Книга. Картонная коробка. Запечатанный конверт. Нож.
Пластиковый стакан. Пиджак. Консервная банка. Даже крысы. Все это — объекты
внимания художника, превращающего вещь в символ. В экспозиции
представлены как черно-белые работы раннего периода, так и цветные, созданные
недавно. В первых внимание предельно заостряется на форме предмета, вещь
приобретает монументальность и лапидарность скульптуры (серии «Библиотека»
(2000 год); «Пластиковая посуда» (2003 год);«Манускрипты» (2008 год) и др.).
Цветные работы сделаны в ином ключе: натюрморты выглядят как предметные
ландшафты. Цвет здесь приобретает особое значение, на уровне психологии и
культурных ассоциаций. «Фотография
превращает вещи в образы вещей, — говорит искусствовед Михаил Сидлин. — В
авторском пространстве Вадима Гущина промышленные предметы превращаются в
скульптуры. И каждая из этих скульптур свидетельствует о своем истоке —
Вселенной Малевича». Вот, оказывается,
откуда его корни. Гущин балансирует на тонкой грани «предметное —
беспредметное». Мир идей — это мир Малевича. Пространство предметов — это
пространство потребления. Помещая предметы из супермаркета в космос Малевича,
фотограф возвращает их туда, откуда они когда-то вышли. В изначальную пустоту.
В пространство чистых идей. Поэтому язык Вадима Гущина близок к минимализму и
традициям русского авангарда, супрематизма. Эта тонкая грань,
баланс между абстрактным, символичным, с одной стороны, и конкретным,
индивидуальным — с другой, и составляет интригу и особую притягательность работ
художника. В рамках выставки
пройдет встреча с Вадимом Гущиным и Михаилом Сидлиным «Диалог критика и
художника», а также лекция голландского издателя Маартена Шильта «Где найти
издателя? Maarten Schilt в Москве», на которой будет презентована новая книга
Вадима Гущина, вышедшая в этом году в издательстве Schilt Publishing. Выставка продлится до 29 сентября. By Наталья
Боброва |